16.06.2023 10:08
Статистика по страховым сборам стала несравненной
Рустам АХМЕТГАРЕЕВ
Неделю назад Банк России опубликовал статистику по страховому рынку за I квартал 2023 г.
Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!
Однако подготовка АСН традиционной «сотни» крупнейших страховщиков осложнилась и привела к почти детективному разбору ситуации.
Тайны открываются…
Начало было хорошим. Выяснилось, что ЦБ раскрыл и показатели I квартала прошлого года (которые ранее не публиковались из-за режима «секретности», навеянной началом СВО). Это, казалось бы, дало возможность сравнить данные сборов и выплат игроков рынка в традиционном формате — по данным аналогичных периодов настоящего и прошлого года.
Однако в таблицах Банка России за I квартал 2022 г. появилась ремарка о том, что в отчётности страховых компаний до 31 декабря 2023 г. не раскрывается информация, которая может привести к санкциям в отношении страховых компаний. Поэтому «данные в силу нового подхода к раскрытию информации могут быть несопоставимы со сведениями за предыдущие периоды», предупредил мегарегулятор.
Подобное предупреждение в статистике ЦБ АСН обнаружило впервые. Однако мы уже обращали внимание на возможное несовпадение публикуемой статистики с фактической картиной.
Этот нюанс не должен был особо мешать сравнению показателей отдельных компаний, за исключением, например, страхования военнослужащих.
Акт второй
В опубликованной Банком России статистике за I квартал 2023 г. неожиданными (а с другой стороны и давно ожидаемыми) оказались результаты «Сбербанк Страхования».
Как выяснило АСН, компания с 11-го места за I квартал 2022 г. по сборам перескочила сразу на 3-е в I квартале 2023 г., обогнав, к примеру, «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах». И войдя в топ-3, наряду с «СОГАЗом» и «Сбербанк Страхованием жизни».
Так, сборы «Сбербанк Страхования» подскочили более чем в пять раз — с 8,6 млрд р. до 48,7 млрд р. (+464% или 40,1 млрд р.), следует из анализа статистики мегарегулятора.
«Дочка» Сбера уже долгие годы пребывала в ранге «крепкого середнячка», но с приходом экс-гендиректора «Ингосстраха» Михаила Волкова бизнес-аппетиты страховщика резко возросли. Но такое стремительное перемещение «СберСтрахования» тянуло на сенсацию.
Однако в самом «СберСтраховании» отказались почивать на лаврах. В пресс-службе компании сообщили АСН, что «в связи с изменением методологии с 2023 года страховщики отчитываются в ЦБ по ожидаемой в соответствие с графиком платежей премии, а не по начисленной. Начисленная премия компании в сравнимых с прошлой методологией цифрах за I квартал составила 13,4 млрд рублей».
Если «Сбербанк Страхование» было право, то получалось, что страховая статистика в части страховых сборов (одном из самых ключевых показателей статистики) становилась несоотносимой с показателями I квартала 2022 г.
Но сам Банк России в «Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков» сравнивал эти периоды. «В I квартале 2023 г. объём страховых премий составил 548,4 млрд р., что на 21,2% больше, чем годом ранее», — сообщал регулятор. И эти цифры совпадают со строками «Итого» в таблицах статистики за сравниваемые периоды.
Составной частью этих 548 млрд р. являются и сборы «Сбербанк Страхования».
Если вычесть из 48,7 млрд р. (данных ЦБ о сборах «Сбербанк Страхования» за I квартал 2023 г.) 13,4 млрд р. (данные самого «Сбербанк Страхования» о начисленной премии за тот же I квартал 2023 г.), то получается разница в 35,3 млрд р.
Без гипотетического неучёта этой разницы общие сборы за I квартал покажут лишь 513,1 млрд р., что больше показателей аналогичного периода 2022 г. не на 21,2%, а только на 13%.
Что также весьма существенно (особенно в сравнении с приростом в 0,5% в 2022 г.), но уже находится наравне с показателем прироста двухлетней давности.
Всё так!
«Ингосстрах», «Росгосстрах» и «ВСК» подтвердили АСН, что также готовили статистику за январь-март 2023 г. уже по новой методологии.
Как выяснилось, изменения возникли из-за вступления в силу Указания Банка России от 14 ноября 2022 г. №6315-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчётности страховщиков» (общий объём документа — 1443 страницы). Это привело к трансформации наполнения формы 0420162 «Сведения о деятельности страховщика».
Сейчас вместо понятия «сумма начисленных премий» появилось понятие «сумма предусмотренных договорами страхования страховых премий в отчётном периоде». В данный показатель должны включаться премии по договорам страхования, дата оплаты которых приходится согласно графику платежей на отчётный период (независимо от факта оплаты или начисления премии), объяснили в «Ингосстрахе».
«Ингосстрах» скучает по объективной информации
В «Ингосстрахе» заявили АСН, что данные их отчётной формы за I квартал 2023 г. с аналогичным периодом прошлого года несопоставимы, т.к. подготовлены с учётом разных методологий. Исключение составляет ОСАГО, где отсутствует рассрочка взносов.
Форма 0420162 всегда являлась основным источником оперативной и объективной информации о страховом рынке, поделились воспоминаниями в «Ингосстрахе».
«Ингосстрах» в новом подходе видит следующие проблемы:
отсутствие информации о реальных объёмах страхового рынка,
отсутствие сопоставимости с показателями прошлых отчётных периодов,
возникновение риска различной трактовки страховыми компаниями нововведённого показателя, — обратила внимание пресс-служба «Ингосстраха».
«Росгосстрах» заметил у конкурентов «бумажные» приросты
Значительные расхождения из-за нового подхода возникают только у тех компаний, в портфеле которых значительную долю составляют долгосрочные договоры с рассрочкой премий (например, по ипотечному страхованию), сообщили в «Росгосстрахе». У «Росгосстраха» влияние таких договоров на отчётность несущественное.
«Но при этом надо понимать, что изменение методологии делает показатели по темпам роста несопоставимыми с аналогичным периодом прошлого года ни по отдельным компаниям, ни по видам страхования в целом по рынку», — проинформировала пресс-служба «Росгосстраха».
Страховщики отчитываются в ЦБ не просто по ожидаемой в соответствие с графиком платежей премии, но ещё и с учётом дополнительной корректировки на ожидаемый процент расторжений. Методика расчёта которого может сильно отличаться между компаниями: «Например, в том же ипотечном страховании договоры только условно можно считать долгосрочными, т.к. ежегодно требуется подписание допсоглашений по корректировке условий, а страховщики не менее активно борются за пролонгацию в страховании ипотеки, чем за новый бизнес.
В нынешнем формате представления информации сборы за все годы действия договора, пусть и с учётом оценки ожидаемых расторжений, попадут в текущий год. В старом же формате в отчётность попадали только начисленные страховые премии, относящиеся к текущему отчётному периоду. Отсюда у ряда компаний и возникают "на бумаге" очень существенные приросты», — указали в РГС.
«ВСК»: новые требования противоречат принципу деловой активности
Для «ВСК» дельта в цифрах получается несущественной, поэтому цифры по периодам сопоставимы. Но это больше связано с формой страховой документации и принципами заключения договоров, нежели со сходимостью методологий, сообщили АСН в «ВСК».
«Новые требования по составлению формы 162 некомфортны для рынка в целом. Сейчас они, по сути, противоречат принципу деловой активности страховщиков, а больше заточены на денежные потоки для целей расчёта страховых резервов, что для анализа рынка малоприменимо», — лаконично, но довольно критично высказались в «ВСК».
«АКРА» указывает на отсутствие единой трактовки
Со страховщиками согласен и директор Группы рейтингов финансовых институтов «АКРА» Алексей Бредихин. «Показатели I квартала 2022 г. и I квартала 2023 г. несравнимы. Публичных данных по объёмам начисленной премии за I кв. 2023 г. нет», — отметил спикер.
«Что касается ОСАГО, то, скорее всего, данные должны быть сопоставимы, так как форма договора, порядок расчёта и уплаты премий стандартизованы. По остальным видам страхования формы договоров устанавливаются страховщиками, поэтому возможны разночтения при составлении отчётности», — также сделал оговорку относительно ОСАГО Алексей Бредихин.
Понятие «начисленной премии» является бухгалтерским и определяется правилами бухгалтерского учёта, которые должны соответствовать установленным стандартам. В то же время понятие «предусмотренной договором страховой премии в отчётном периоде» может зависеть от собственной трактовки страховщика. «Скорее всего, наибольшие расхождения могут возникать именно для долгосрочных договоров, в том числе для ипотечного страхования и НСЖ», — считает представитель «АКРА».
Простое вычитание этих «несоотносимых» видов страхования не позволит вычислить объективную картину по динамике общих сборов за I квартал 2023 г., так как несопоставимые виды занимают основную долю рынка. «Всё зависит от трактовки понятия предусмотренной договором страховой премии в отчётном периоде каждым отдельным страховщиком. Единого стандарта, по нашим сведениям, нет», — подытожил Алексей Бредихин.
ЦБ и ВСС хранят молчание
На вопрос, можно ли будет в будущих периодах сравнивать между собой показатели, полученные уже по новой методике, не стали отвечать несколько опрошенных экспертов. Один из них сообщил, что ещё только пытается разобраться в новых нюансах. Однако, если учитывать сообщения о том, что нет единой трактовки нового метода и каждый страховщик рассчитывает из своего разумения, то и будущие расчёты динамики рынка окажутся проблемными. Если вообще возможными.
А без сравнения показателей разных лет публикуемые Банком России цифры превращаются лишь в перепись показателей, не дающей представления ни о росте или падении сборов игроков, ни об их соотношении с другими показателями статистики (например, выплат, заключённых договоров).
Банк России не ответил на момент публикации на запрос АСН. Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) воздержались от комментариев на вопрос о том, есть ли инициативы, направленные на решение описанных проблем с публичной статистикой.