Верховный суд: взаиморасчёты страховщиков по ПВУ не должны влиять на выплаты пострадавшим по ОСАГО
24.11.2022 18:15
Верховный суд: взаиморасчёты страховщиков по ПВУ не должны влиять на выплаты пострадавшим по ОСАГО

Как стало известно АСН, Верховный суд исследовал возможность отказа страховщика пострадавшего в ДТП урегулировать убытки в порядке ПВУ.

13 марта 2019 г. на трассе Ставрополь-Новомарьевка столкнулись BMW и Daewoo Matiz. Daewoo Matiz признали виновным в ДТП, он был застрахован по ОСАГО в САО «Надежда». Ответственность BMW была затсрахована в «Ингосстрахе». При оформлении документов, сотрудники ГИБДД указали, что собственником Daewoo Matiz являлся Ч.

Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!

28 марта, владелица BMW М., обратилась к своему страховщику ОСАГО — в «Ингосстрах» — с заявлением, чтобы он по прямому возмещению убытков выплатил за повреждения, нанесённые Daewoo Matiz. 1 апреля страховая компания уведомила М. об отказе в выплате страхового возмещения, потому что САО «Надежда» (страховщик виновника) не подтвердила факт страхования владельца Daewoo Matiz.

По результатам независимой экспертизы стоимость восстановительного ремонта автомобиля BMW без учёта износа составила 568,3 тыс. р. с учётом износа — 435,6 тыс. р.

5 сентября 2019 г. М. направила «Ингосстраху» претензию с требованием выплатить страховое возмещения в размере 400 тыс. р. и неустойку в размере 196 тыс. р. Страховая компания в удовлетворении претензии отказала. Так же поступил и финуполномоченный в январе 2020 г.

Причиной отказа финомбудсмена стало то, что по документам о ДТП собственником автомобиля Daewoo Matiz является Ч., но в полисе от САО «Надежда» собственником автомобиля указано другое лицо.

М. обратилась в суд с иском к «Ингосстраху». В первой инстанции её требования частично удовлетворили. Суд пришёл к выводу, что собственником автомобиля Daewoo Matiz на момент ДТП являлся Л. Он приобрёл автомобиль по договору купли-продажи 4 января 2019 г. у Ч.

Новый владелец застраховал гражданскую ответственность неограниченного круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, 5 января 2019 г., ДТП произошло 13 марта 2019 г. При таких обстоятельствах у «Ингосстраха» отсутствовали основания для отказа в страховом возмещении, указал суд.

Апелляция решение отменила. Основанием стало расхождение данных в полисе и данных ГИБДД. В полисе ОСАГО которых собственником автомобиля указала Л., в документах ГИБДД — Ч. Кассация оставила определение апелляции в силе.

Верховный суд с позицией апелляции не согласился.

Он указал, что апелляция не ответила на главный вопрос — могло ли отсутствие регистрации Daewoo Matiz в органах ГИБДД за новым собственником Л. быть безусловным основанием для отказа в выплате страхового возмещения М.

С учётом того, что на момент ДТП ответственность неограниченного списка лиц, допущенных к управлению Daewoo Matiz, была застрахована в установленном законом порядке, отметил ВС.

Коллегия Верховного суда обратила внимание, что в определении апелляции не указаны мотивы, по которым проигнорирован договор купли-продажи автомобиля Daewoo Matiz от 4 января 2019 г. в совокупности с полисом ОСАГО, заключённым новым собственником Л.

Также суд отметил, что законом не предусмотрен отказ страховщика потерпевшего в прямом возмещении убытков, если страховщик виновника отказался подтвердить принятие этого убытка (статья 14.1 и 26.1 закона об ОСАГО).

При этом Верховный суд указал, что есть обязанность страховщика потерпевшего возместить вред за страховщика виновника. И одновременно есть ответственность страховщика виновника за отказ в возмещении расходов страховщику потерпевшего (пункт 2 Указания Банка России от 19 сентября 2014 г. «О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков»). При этом, как отметил ВС, само соглашение о прямом возмещении убытков между «Ингосстрахом» и САО «Надежда» не исследовалось.

Как прокомментировал АСН директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв, отсутствие регистрации в ГИБДД нового собственника ТС не является безусловным основанием для отказа по ПВУ. При этом уже давно установилась практика, что при обращении в суды и сами истцы часто предъявляют договор купли-продажи и полис ОСАГО в качестве подтверждения прав собственности. «Нет ничего особенного в том, что это правило распространяется и на любого иного участника ДТП», — считает Роман Царёв.

С ним согласен и начальник управления судебно-правового урегулирования юридического департамента «Энергогаранта» Антон Ларионов: право собственности на автомобиль подтверждает договор купли-продажи, а регистрация в ГИБДД носит учётный характер, а не правоустанавливающий.

В части прямого возмещения ущерба Антон Ларионов прокомментировал, что прямой страховщик всегда рискует, когда отказывает в выплате из-за отказа в акцепте страховщика виновника. Поэтому всегда у страховщика виновника страховщику потерпевшего нужно запрашивать документы, подтверждающие правомерность отказа в акцепте. В противном случае иск и все убытки потерпевшего будет возмещать прямой страховщик.

Как прокомментировали АСН в РСА, страховщик виновника ДТП не может отказаться компенсировать страховщику пострадавшего расходы по урегулированию убытка. Если договор ОСАГО причинителя вреда заключён, на дату ДТП действовал (в рассматриваемом случае полис на дату ДТП действовал — АСН), то при решении страховщика потерпевшего осуществить выплату — он обязан её компенсировать.

На момент публикации комментариев от «Ингосстраха» не поступило. САО «Надежда» прекратила работу как страховая компания в 2020 г. Её портфель перешёл в «АльфаСтрахование». Как прокомментировали АСН в РСА, финансовая ситуация страховщика значения не имеет. Компенсировать расходы по ПВУ будет тот страховщик, который принял его портфель, или РСА.

Источник: asn-news
Расказать друзьям:

Новости и статьи

new

31.01.2023 17:47

Игорь Фатьянов возглавит «Альянс» и «Альянс Жизнь»

Рустам АХМЕТГАРЕЕВ

Игорь Фатьянов с поста гендиректора перешёл в статус советника «Зетта Страхования», сообщил АСН источник на рынке.

В пресс-службе «Зетта Страхования» подтвердили АСН эту информацию и раскрыли детали.

Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!

Игорь Фатьянов назначен генеральным директором компаний «Альянс» и «Альянс Жизнь», в «Зетта Страховании» останется в качестве советника, указано в ответе пресс-службы «Зетта Страхования».

Новый статус Игоря Фатьянова связан с процессом покупки компанией «Интерхолдинг» (владеющий также и «Зетта Страхованием») контрольного пакета акций страховых компаний «Альянс» и «Альянс Жизнь».

Сам процесс покупки «Интерхолдингом» контрольного пакета акций у Группы Allianz сейчас проходит одобрение со стороны регулирующих органов.

Назначение Игоря Сергеевича руководителем обоих «Альянсов» произошло с опережением сделки, для выполнения бесшовной и комфортной интеграции новых компаний, сообщили в «Зетта Страховании».

Исполняющим обязанности гендиректора «Зетта Страхования» назначена Наталия Ведмедь. Ранее она занимала пост заместителя генерального директора «Зетта Страхования» — директора по урегулированию убытков, сервису и административным вопросам.

На фото Наталия Ведмедь.

«Для компании "Зетта Страхование" ничего не меняется. Компания продолжает работать в штатном режиме в соответствии с утверждённым планом. Руководители, процессы, команды, намеченные цели — все остаётся без изменений», — обратили внимание в пресс-службе «Зетта Страхования».

В ЕГРЮЛ изменения руководителей компаний ещё не отражены: гендиректором «Зетта Страхования» по-прежнему указан Игорь Фатьянов, «Альянса» и «Альянс Жизни» — Филлип Гронемайер.

Как уже сообщало АСН, в марте 2022 г. Группа Allianz сообщила о том, что приостанавливает заключение новых договоров страхования в России и будет последовательно сокращать риски по всем линиям бизнеса.

В июне стало известно о грядущей сделке между Allianz и «Интерхолдингом».

Владельцем 99,9% доли в «Интерхолдинге» является председатель совета директоров инвестиционной фирмы «Олма» Олег Ячник.

Группа Allianz — одна из крупнейших мировых страховых компаний, штаб-квартира Группы находится в Мюнхене.

В рэнкинге крупнейших страховщиков по сборам за 2021 г. «Зетта Страхование» заняло 26-е место — со сборами в 8,8 млрд р.

«Альянс Жизнь» (№19 по сборам) за тот же период собрало 17,0 млрд р., сборы СК «Альянс» (№43) составили почти 4,0 млрд р.

new

30.01.2023 09:29

Страховщики ужесточают условия страхования складовых помещений и грузов

Повышение цены страховых полисов и появление более жёстких условий транспортно-логистические компании, девелоперы складской недвижимости и представители деловых объединений связывают в том числе с действиями Российской национальной перестраховочной компании (РНПК), пишет портал Frank RG со ссылкой на «Ведомости». С введением санкций и уходом иностранных компаний РНПК стала монополистом на рынке, сообщает издание.

Как рассказала «Ведомостям» руководитель претензионного отдела логистической компании ПЭК Юлия Полторак, произошло ужесточение условий страхования складов и ТРК. По её словам, нацперестраховщик ввёл новые рекомендации по контролю качества риска для объектов логистики — по оценке того, насколько риск вероятен и насколько его можно застраховать. К требованиям прибавились наличие управляющей компании, инженерной службы и лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!

При этом с начала весны, когда часть договоров перешла в РНПК, произошли рост тарифов перестрахования и снижение покрываемых рисков, рассказала «Ведомостям» председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина. По словам собеседника издания из топ-10 на рынке, РНПК расширила список исключений: так, компания может отказать в возмещении для страховщика, если пожар возник по причине возгорания электрического чайника. Источник издания также отметил, что подобных сложностей при перестраховании у западных компаний не было.

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша рассказал «Ведомостям», что для операторов грузоперевозок изменились тарифы страхования грузов, а также из страхового покрытия исключил Азово-Черноморский бассейн. При этом, по условиям РНПК, больше не страхуются грузы, которые перевозятся за границей. Одному из операторов контейнерных перевозок страховая компания ВСК повысила стоимость полисов для грузов стоимостью до 5 млн р. в одном контейнере с 0,1 до 0,22%, рассказал собеседник издания. Однако, как пояснили в РНПК, информация о повышении цен по всему рынку не соответствует действительности.

До введения санкций российские компании передавали в РНПК только 10% рисков, 72% же размещалось же на международном рынке, объем которого оценивался в 116 млрд р., согласно данным Банка России на 2021 г. Однако, как пишут «Ведомости», уход зарубежных игроков сделал РНПК монополистом: доля компании возросла до 50%, а ЦБ увеличил её капитал до более чем в 10 раз: с 71 млрд р. до 750 млрд р.

new

26.01.2023 20:57

О чём говорило страховое лобби с Габунией?

Рустам АХМЕТГАРЕЕВ, Юлия ГЕРАСИМОВА

Сегодня состоялось совещание страхового лобби из Всероссийского союза страховщиков с зампредом Банка России Филиппом Габунией.

Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!

Источник рассказал АСН содержание данного совещания.

В части, касающейся ОСАГО, основным докладчиком выступал гендиректор «РЕСО-Гарантии» Дмитрий Раковщик. Он озвучил проблемы, связанные с натуральной формой возмещения — нехватка запчастей, сложности со сроками ремонта и прочее.

Раковщик предложил «своё радикальное решение» — чтобы именно страховщики имели право выбора формы возмещения по ОСАГО — выдавать деньги или делать ремонт, отметил источник.

Выступление было несколько нервным, описал свои впечатления собеседник АСН.

В ответ заместитель председателя ЦБ Филипп Габуния обратил внимание, что для реализации этого предложения нужно менять закон об ОСАГО. «Как мы кому-то объясним о том, что ситуация с ремонтом заставляет нас забрать у человека право выбора. Мы это предложение депутатам, фигурально выражаясь, не продадим», — изложил источник спич Габунии.

Решение принято не было, вопрос будет обсуждаться и дальше.

Предложение ремонтировать авто бывшими в употреблении запчастями на сегодняшнем совещании не успели обсудить.

Поговорили про увеличение предельного срока ремонта — с 30 до 60 рабочих дней.

Но Габуния напомнил про предложение автодилеров увеличить срок гарантийного ремонта с 45 до 90-ти дней. Эту инициативу не поддержал Роспотребнадзор.

Поэтому Габуния заявил, что 60 дней — это непроходное предложение, так как этот срок не утверждают автодилерам. Как компромисс, представитель регулятора отметил, что можно рассмотреть увеличение срока ремонта по ОСАГО до 45 дней — т.е. уравнять по срокам с автодилерами. «У них 45, а вы просите 60 — нет, это ухудшение положения потребителя», — примерно так выразился Габуния.

Также страховщики попросили «связать» региональные коэффициенты в ОСАГО с долей передаваемых в этих регионах в перестраховочный пул договоров. На это Габуния сказал, что вопрос социальный, вряд ли это получится сделать. Но предложение изучат.

Далее были рассуждения и разговоры о том, что отказываться от натуральной формы возмещения не надо, но изменения в неё вводить нужно.

Мельком в рассуждениях представителей ЦБ прозвучало, что пока не нужно «трогать» тему повышения лимитов выплат по ОСАГО.

В итоге решили провести дополнительные консультации. «Габуния проблему понимает, но точку не поставил», — подытожил источник.

new

26.01.2023 10:00

Страховщики ОСАГО обсуждают изменение закона с ЦБ

Страховщики хотят ужесточить требования к автовладельцам при выборе станции техобслуживания при ремонте по ОСАГО, а также ограничить возможности отказаться от использования подержанных запчастей. Такие предложения планируют обсудить на встрече с ЦБ, пишет «Коммерсантъ».

Речь идёт о том, чтобы закрепить в законе «безальтернативное право страховщика организовать и оплатить ремонт» автомобиля, исключив возможность отказа потерпевшего от выбора станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Если предложение будет отклонено, нужно увеличить продолжительность ремонта (с 30 до 60 дней) и разрешить его делать с использованием подержанных запчастей, указано в публикации «Ъ».

В ВСС и РСА отметили, что «большая часть предложений не войдёт в обсуждение с регулятором», уточняет издание. Источник АСН на страховом рынке сообщил, что в обсуждение «точно НЕ войдёт» предложение относительно лишения потерпевшего возможности выбора СТОА.

Также предлагается установить, продолжает «Коммерсантъ», что натуральная форма возмещения применяется лишь при наличии у страховщика договора с СТОА. Одновременно необходимо ввести обязанность потерпевшего предоставить транспортное средство для ремонта в определённые сроки, а в случае несоблюдения — предусмотреть право страховщика выплачивать возмещение деньгами. С такими предложениями выступают ВСС, РСА, ВСК и «Росгосстрах».

Как поясняет член правления «Росгосстраха» Денис Макаров, в сложившейся ситуации, когда логистика поставок запчастей усложнилась, сроки увеличились, а многих оригинальных деталей в наличии нет в принципе, возможность использования подержанных запчастей, а также отсутствие у клиента возможности отказаться от выбранной страховщиком СТОА — это чаще всего единственный способ для страховой компании обеспечить ремонт автомобиля, соблюдая установленные законом сроки, пишет издание.