ЦБ из-за резкого подорожания запчастей изменит тарифы по ОСАГО
22.06.2022 12:35
ЦБ из-за резкого подорожания запчастей изменит тарифы по ОСАГО

Соответствующий проект указания ЦБ опубликован сегодня.

Таким образом, для легковых автомобилей граждан базовая ставка тарифа по ОСАГО будет устанавливаться страховщиками индивидуально для каждого водителя в диапазоне 1646–7535 р. Для общественного транспорта (автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи) тарифный коридор расширится на 17,8% в обе стороны, сообщает Банк России.

Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира читайте в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.

Необходимость корректировки базовых тарифов подтверждена актуарными расчетами, которые учитывают актуальные данные о стоимости запчастей. Самые «бьющиеся» при авариях детали подорожали в среднем на 28,7%, следует из обновленных справочников стоимости запчастей Российского союза автостраховщиков. Исходя из этих справочников рассчитывается размер страхового возмещения по ОСАГО.

В условиях резкого подорожания запчастей новые тарифы позволят страховщикам удерживать цены для аккуратных водителей за счет повышения стоимости страховки для аварийных, отмечает ЦБ.

Общественное обсуждение проекта указания по новым тарифам продлится до 28 июня.

Расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит продолжать начатый курс на либерализацию тарифов, когда аккуратные автовладельцы не доплачивают за токсичные категории водителей, сказал президент РСА Игорь Юргенс.

Это уже не первое расширение тарифного коридора и практика показывает, что все три года проведения реформы по индивидуализации тарифов, цены на ОСАГО в среднем не росли, добавил он.

«Мы сейчас видим ряд категорий, убыточность по которым существенно превосходит ту цену, которую они платят за страховку, первыми среди них являются такси. Также мы проводим глубокий анализ ситуации с ОСАГО в регионах — там, где власти активно борются с мошенничеством, тариф снижается, средняя цена падает. В тех регионах, где растет мошенничество, ситуация обратная. Здесь такая же логика — жители одних регионов не должны доплачивать за других», — пояснил Игорь Юргенс.

На днях вступили в силу новые справочники средней стоимости запчастей при ремонте по ОСГАО, отражающие ситуацию с новыми ценами на запчасти, рост составил 28,7%. Это не означает, что пропорционально и возрастет стоимость страховки, но давление на тариф это определенно окажет, полагают в РСА.

Ранее Банк России уже неоднократно расширял тарифный коридор ОСАГО для большей индивидуализации тарифа, чтобы каждый водитель платил за страховку с учетом характеристик, отражающих именно его уровень риска. Так, в сентябре 2020 г. тарифный коридор расширился на 10% в обе стороны. В результате средняя премия по ОСАГО в 2021 г. увеличилась на 1,85% по сравнению с 2020 г.

Источник: asn-news
Расказать друзьям:

Новости и статьи

new

30.06.2022 17:00

Верховный суд: отсутствие договора со СТОА не даёт страховщику право платить с учётом износа по ОСАГО

Юлия ГЕРАСИМОВА

Как стало известно АСН, Верховный суд рассмотрел дело о понуждении страховой компании провести восстановительный ремонт автомобиля и пришёл к выводу, что отсутствие договора со станцией техобслуживания (СТОА) не является безусловным основанием для замены ремонта на денежную выплату.

Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира читайте в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.

Суть спора

15 мая 2020 г. произошло ДТП между автомобилями ВАЗ 11183, принадлежащиего К., и ВАЗ 21099. К. обратился в страховую виновника аварии — СК «Гелиос». В заявлении он попросил выдать направление на восстановительный ремонт новыми запчастями без учёта износа.

«Гелиос» в свою очередь отказал К. в ремонте по причине отсутствия на территории проживания договора со станцией и предложил передать банковские реквизиты, чтобы перечислить деньги (в таком случае выплата происходит с учётом износа, т.е. потребителю выплачивается сумма в среднем на 30% меньше от стоимости новых запчастей, необходимых для ремонта — АСН). К. не согласился с получением страховой выплаты и обратился в суд с иском о понуждении СК «Гелиос» организовать восстановительный ремонт.

Как решили суды

Суд первой инстанции — Новоселицкий районный суд Ставропольского края — посчитал заявленные требования необоснованными и отказал К. Он решил, что страховщик действовал в рамках закона — указав на отсутствие СТОА в пределах 50 км территориального района нахождения транспортного средства.

Суд посчитал важным, что К. не согласился на ремонт автомобиля на СТОА, не соответствующей установленным правилам (согласно приложению к Правилам ОСАГО, расстояние до станции ТО не должно превышать 50 км — АСН). Также истец сам не предлагал страховщику выдать направление на ремонт автомобиля на иную СТОА, с которой у страховщика отсутствует договор на ремонт, но которая имеет техническую возможность организовать ремонт либо на которой истец самостоятельно бы организовал ремонт.

Апелляция и кассация согласились с решением суда.

Верховный суд высказался против

Верховный суд не согласился с позицией нижестоящих судов и направил дело для пересмотра в апелляционную инстанцию по следующим причинам.

Законом предусмотрены специальные случаи, когда выплачивается страховое возмещение, следует из определения Верховного суда. Это:

когда ни одна из СТОА не подходит под требования закона. В этом случае страховщик с согласия потерпевшего может выдать ему направление на неподходящую с точки зрения закона станцию, и только, если согласие не получено, производится страховая выплата (абзац 6 пункта 15.2 статьи 12 закона от ОСАГО).

когда у страховщика нет возможности организовать восстановительный ремонт на указанной заявителем СТОА. Тогда заявитель может согласиться на предложенную страховой компанией СТОА или получить страховую выплату (абзац 2 пункта З.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Верховный суд указал, что иных случаев замены восстановительного ремонта на страховое возмещением законом не предусмотрено. Поэтому отсутствие договоров со СТОА у страховщика не является безусловным основанием для изменения восстановительного ремонта на страховую выплату с учётом износа.

К. в заявлении в страховую компанию, указывал, что согласен на ремонт в любой СТОА новыми запасными частями и на любом удалении от места жительства. При этом, согласия на получение страховой выплаты он не давал. Отказывая в удовлетворении иска, суды не установили, предлагала ли страховая направление на другие СТОА, с которыми есть договоры, но они не подходят по требованиям правил ОСАГО, был ли отказ К. от ремонта на этих станциях.

«Суды не установили в полной мере обстоятельства, которые свидетельствовали бы о наличии у страховой организации оснований, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО (полный перечень случаев, когда выплачивается страховое возмещение в денежной форме — АСН), для принятия решения о таком способе возмещения ущерба, как выдача потерпевшему суммы страховой выплаты, а не организация или оплата восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего на станции технического обслуживания», — указано в определении Верховного суда.

new

29.06.2022 18:46

Финомбудсмен перечислил недобросовестные практики страховщиков ОСАГО

Их перечислил финуполномоченный Виктор Климов в ходе выступления на X Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, пишет «Интерфакс».

По словам Виктора Климова, финуполномоченные «сталкиваются с удивительными недобросовестными практиками в самом, казалось бы, зарегулированном виде страхования — в ОСАГО».

Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира читайте в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.

Так, в практике досудебного рассмотрения споров по ОСАГО встречаются случаи, когда при ущербе автомобилю в ДТП, который квалифицируется как полная гибель, «страховщик в одностороннем порядке расторгает договор ОСАГО, ссылаясь на то, что в общем транспортное средство утрачено, ссылаясь на определённый пункт правил ОСАГО».

Климов подчеркнул, что в законе об ОСАГО чётко сформулировано, что полная гибель транспортного средства — это экономическая гибель. «То есть, это ситуация, когда ремонт нецелесообразен и выплата страхового возмещения определяется как разница между стоимостью автомобиля до ДТП и стоимостью годных остатков», — напомнил он. В таких спорах служба «выносит решение в пользу потребителя по этим вопросам, однако подобная практика продолжается», констатировал Климов.

Одной из недобросовестных практик, получивших распространение в последнее время, Климов назвал исчезновение списков станций технического обслуживания с сайтов страховщиков, с которыми заключены договоры на ремонт.

«Понятно, почему — изменилась ситуация, выросли цены, натуральный ремонт стал менее выгодным. Но это нарушение, прямое нарушение, — считает финуполномоченный. — Когда мы запрашиваем, станции ремонта появляются. Когда потребитель это делает — их нет».

В свою очередь финуполномоченный Светлана Максимова дополнила перечень недобросовестных практик в ОСАГО примерами, когда клиентам на станциях ремонта отказано в восстановлении автомобиля из-за невозможности СТОА уложиться в установленные законом сроки ремонта.

Основанием для отказа в выплате по ОСАГО в натуральной форме не могут служить письма автодилеров общего характера о том, что они не укладываются в установленные сроки ремонта. «В них должны быть указаны данные конкретного автовладельца, которому сообщается отказ, и конкретные сведения по автомобилю, направленному в ремонт», — сказала она.

Потребитель по закону об ОСАГО может согласовать увеличение сроков ремонта по выданному страховщиком направлению или получить денежную компенсацию. Однако выплата в натуральной форме в ОСАГО осуществляется без учёта износа автомобиля, то есть ремонт производится с использованием новых деталей, денежная компенсация на практике чаще всего производится по закону с учётом износа транспортного средства — до 50% стоимости автомобиля.

Хорошая новость для потребителей в ОСАГО, по мнению Климова, в том, что с прошлого года «при рассмотрении споров по ОСАГО потребитель в среднем стал получать немного больше в случае нарушения его прав со стороны страховой организации». В том числе к такому результату привело «вынесение определения коллегией по гражданским делам Верховного суда от 19 января 2021 г., в котором обоснована позиция возможности взыскания через убытки денежных средств в пользу потребителя, рассчитанных как страховое возмещение без учёта износа».

Заметная группа нарушений в ОСАГО, добавил Климов, связана с ущербной практикой информирования автовладельцев об условиях урегулирования убытков. «Когда страховые компании (в том числе крупные) потребителю отказывают в приёме обращения в том филиале, где происходит урегулирование убытков, ссылаясь на то, что адрес для приёма почтовой корреспонденции указан где-то в глубине на сайте, дескать, нужно было написать туда, только там это письмо примут», — цитирует Климова «Интерфакс».

Соответственно все это влияет на сроки рассмотрения убытка и создаёт проблемы клиентам. Такие приёмы страховщиков служба также квалифицирует как недобросовестную практику, заключил Климов.

new

28.06.2022 17:00

В Москве и Татарстане стоимость ОСАГО для такси по новым тарифам составит 131 тыс. р. (вместо 104 тыс. р.)

Юлия ГЕРАСИМОВА

Как стало известно АСН, после изменения тарифов на ОСАГО, стоимость страховки для такси в некоторых регионах превысит 130 тыс. р.

Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира читайте в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.

Общественный Совет по развитию такси по запросу АСН выяснил, сколько обойдётся страховка для конкретных автомобилей в разных городах страны по новым тарифам. В среднем полисы подорожают на 26%.

Так, стоимость страховки для Омска на Hyundai Solaris 100 л.с. вырастет на 47,5%. До 1 апреля 2022 г. страховка на эту машину была 47,2 тыс. р., 1 мая обновились КБМ и стоимость увеличилась до 55,2 тыс. р., сейчас по новым тарифам она составит 69,6 тыс р.

В Перми, чтобы застраховать Renault Logan 2020 г. выпуска на 82 л. с. понадобится 88,1 тыс. р. (прошлая цена 69,9 тыс.р.).

В Грозном «Лада Гранта» на 106 л.с. будет стоить 63,4 тыс. р. (прошлая цена 50,3 тыс. р.).

В Краснодаре Renault Logan 2018 г. выпуска на 82 л.с. обойдется в 72,5 тыс. р. (прошлая цена 57,6 тыс. р.).

Самой дорогой страховка ОСАГО станет в Казани и Москве. Так, для столицы Татарстана ОСАГО на «Ладу Ларгус» на 106 л.с. обойдется в 130,6 тыс. р. (прошлая цена 103,7 тыс. р.). В Москве же Skoda Octavia на 110 л.с. можно будет застраховать за 131,4 тыс. р. (прошлая цена 104,3 тыс. р.).

Все цены приведены для автомобилей с неограниченным доступом водителей. Для сравнения, страховка в Санкт-Петербурге для автомобиля такси, куда вписан с хорошим стажем единственный безаварийный водитель Kia Rio (2018 г. выпуска на 123 л.с.) составит 31,9 тыс. р. (прошлая цена 25,3 тыс. р.).

Как прокомментировали АСН в Общественном Совете по развитию такси усугубляет ситуацию тот факт, что по условиям работающего с 1 апреля перестраховочного пула такси страхуют только по верхней планке тарифного коридора.

По данным Общественного Совета такая ситуация приводит к «невозможности легально вести деятельность. Крупные парки в Казани уже распродают автомобили или переходят из такси в сдачу авто в аренду», — рассказали АСН в Совете.

Юрист Общественного Совета по развитию такси Марат Аджимамбетов сообщил АСН, что 24 июня Совет направил обращения в Банк России и Российский союз автостраховщиков в рамках общественного обсуждения проекта по расширению тарифного коридора. Совет предлагает отказаться от страхования такси только по верхней планке, разработать отдельную систему коэффициентов для легкового такси, учитывающего механизмы, направленные на снижение аварийности. Также Совет предлагает ввести дополнительный «сбор на страхование поездки» с каждой поездки по аналогии с «топливными сборами» авиакомпаний и зарубежных агрегаторов такси (Uber, Lift).

Как уже писало АСН, Банк России подготовил проект указания об изменении тарифных коридоров по ОСАГО из-за резкого подорожания цен. Общественное обсуждение проекта указания по новым тарифам заканчивается сегодня.

new

24.06.2022 13:14

«А не пошли бы вы… в офис!»: «Росгосстрах» четыре раза прекращал покупку Е-ОСАГО предложением обратиться в офис

Как стало известно АСН, Банк России оштрафовал «Росгосстрах» за необоснованный отказ от  заключения договора Е-ОСАГО по статье 15.34.1 КоАП РФ и наложил штраф в размере 200 тыс. р. Страховая со штрафом не согласилась и обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления.

Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира читайте в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.

Как следует из материалов дела, Ф. четыре раза — 13 августа, 1, 10 и 12 сентября 2021 г. пытался заключить договор Е-ОСАГО. Однако каждый раз на этапе расчёта и получения полиса он упирался в надпись на экране «Уважаемый клиент! Приносим свои извинения. Для оформления ОСАГО Вам необходимо обратиться в офис». Расстроенный клиент обратился с жалобой в ЦБ РФ.

И суд, и Банк России установили, что у общества имелась возможность обеспечить нормальное функционирование личного кабинета страховщика все четыре раза. А доказательств обратного «Росгосстрах» не предоставил. Причины отказа страховщика в заключении договора Е-ОСАГО в судебных актах не раскрыты.

Арбитражный суд указал, что неоднократное направление страхователю при каждой попытке покупки полиса уведомления о необходимости обращения в офис страховщика представляет собой фактический отказ от заключения договора.

15 сентября 2021 г. Ф. всё-таки смог заключить договор. Поэтому суд посчитал, что вредные последствия от правонарушения «Росгосстраха» не наступили. Более того, судьи приняли во внимание текущую экономическую ситуацию, серийность административных дел, имущественное и финансовое положение юридического лица, что в совокупности позволило снизить штраф до минимального размера — 100 тыс. р.

С этим решением «Росгосстрах» тоже не согласился и подал апелляцию. Заседание состоится 5 июля. До апелляции страховщик не стал комментировать это решение.

Как уже писало АСН, в первом квартале 2022 г. «Росгосстрах» был лидером среди российских страховщиков по количеству заявлений от ЦБ в суд. Регулятор обратился 75 раз. Правда, из них отказали в привлечении к ответственности по 56-ти делам (чаще всего в связи с пропуском срока), привлекли по — 19. Общая сумма штрафов на «Росгосстрах» по делам, рассмотренных судом — 620 тыс. р.