Выплаты юрлицам по ОСАГО снова перешли черту
12.09.2021 10:53
Выплаты юрлицам по ОСАГО снова перешли черту

АСН проанализировало «страховую» статистку ЦБ по ОСАГО в разрезе общих сборов и выплат по договорам

с физлицами,

юрлицами и ИП.

В первом полугодии 2019 г. страховщики ОСАГО физлицам выплатили 80,1% от сборов, юрлицам и ИП — 81,1%.

В январе-июне 2020 г. по договорам с физлицами было выплачено 64,9% от сборов за тот же период. Доля выплат по договорам с бизнесом тоже сократилась — до 74,3%.

Узнайте планы регуляторов и крупнейших игроков страхового рынка на 7-м ежегодном «Форуме лидеров страхового рынка», на который придут 200+ собственников и руководителей страховых компаний, собирающих 90% всей премии в стране. Принять участие

Напомним, что по указанию ЦБ о тарифах ОСАГО на обеспечение возмещения по ОСАГО отводится 77% от премии. Чтобы деятельность страховой компании по ОСАГО была безубыточной, коэффициент убыточности в рамках действующих тарифов не должен превышать 77%. Остальная часть премии полагается на расходы на осуществление страхования и различные резервы.

Убыточность выше 100% говорит о несомненных убытках в ОСАГО.

В «Астро-Волге» подтвердили АСН важность этой грани для страховщиков: «всё, что выше 77% — это риск утраты капитала (в ситуации с показателями конкретного страховщика — АСН)».

Таким образом, прошлогодний локдаун «выправил» соотношение общих сборов и выплат страховщиков по ОСАГО.

Как выяснило АСН, в первой половине 2021 г. сегменты показали разнонаправленную динамику. По договорам с физлицами по ОСАГО страховщики собрали 95,5 млрд р., выплатив 63,3 млрд р. (66,2% от сборов). Доля выплат по физлицам немного увеличилась, но не перешла грань в 77%.

Но в показателях обязательной «автогражданки» юрлиц и ИП за тот же период совсем другая ситуация. При сборах в 14,0 млрд р. в целом по рынку выплачено 11,3 млрд р. (80,8% от сборов) — страхование ОСАГО в этом сегменте снова ушло за грань безубыточности.

Количество смертельных аварий с участием такси увеличилось на 20%

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили АСН, что наиболее убыточным видом ТС в ОСАГО являются такси. Так, частота ДТП для такси по итогам 8 месяцев 2021 г. составила 32%, тогда как в среднем по рынку она составляет около 4,5%.

По данным ГИБДД, количество смертей в результате аварий с участием машин такси в России в 2020 г. увеличилось на 20% по сравнению с 2019 г. — притом, что количество аварий осталось на прежнем уровне, указали в союзе.

По мнению РСА, проблема высокоубыточных сегментов должна решаться комплексно. В первую очередь необходимо добиться усовершенствования системы подготовки и допуска водителей такси со стороны таксопарков. Очевидно, что разумным способом решения проблемы является повышение тарифа для убыточных сегментов — это же будет и экономическим стимулом для таксопарков для снижения убыточности.

Однако, если поднять тарифы для такси на действительно необходимый уровень, это может оказаться неподъёмным для аварийных таксопарков и с большой вероятностью приведёт к тому, что они перестанут покупать полисы ОСАГО вовсе, обратили внимание в союзе: «В этом случае их пассажиры и другие участники дорожного движения пострадают ещё сильнее, потому что получить компенсацию от таксопарка непросто и далеко не всегда реалистично». Если же оставить тарифы на уровне, не компенсирующем убыточность страховщику, страховые компании будут экономически не заинтересованы в таком страховании.

Чтобы обеспечить переходный период — когда таксопарки смогут усовершенствовать свои системы допуска и проверки водителей, а страховые компании смогут позволить себе страховать риски такси и других высокоубыточных сегментов рынка — страховщики ОСАГО обсуждают возможность создания дополнительных механизмов, позволяющих распределить повышенную убыточность аварийных сегментов рынка на всех страховщиков обязательной «автогражданки» за счёт создания перестраховочного пула, сообщили АСН в РСА.

На 100 таксистов приходится около 44-60 ДТП в год

Директор по управлению портфелем ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов прокомментировал АСН, что к сегментам с самым высоким объёмом выплат относятся как раз клиенты, использующие автомобили в коммерческих целях: это такси, каршеринг и маршрутные перевозки — по ним убыточность обычно превышает 100%.

Аварийность в сегменте такси очень высокая, подтвердил представитель «Росгосстраха». «По нашей оценке, в среднем на 100 таксистов приходится около 60 ДТП в год, в то время как на 100 клиентов с личными автомобилями — только 6 ДТП в год. Получается, сегмент в 10 раз более аварийный», — отметил Юрий Стрекалов.

Руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев отметил, что страхование юрлиц по ОСАГО является убыточным видом — с учётом расходов на ведение дел.

Особенно выделяются такси и общественный транспорт в целом. «Тарифы по данным видам максимальные», — рассказал представитель «Ингосстраха».

Аварийность такси составляет 44% (44 ДТП на 100 застрахованных машин).  Платят таксисты по 30-40 тыс. р. за полис ОСАГО, уточнил Виталий Княгиничев.

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева указала, что ВСК был зафиксирован рост выплат в I квартале текущего года по юр- и физлицам, но начиная с апреля и по сегодняшний день ситуация стабилизировалась и вернулась к значениям аналогичного периода 2020 г. Таким образом, говорить о достаточности или недостаточности тарифа в связи с кратковременным повышением убытков преждевременно, считают в ВСК.

Первый заместитель гендиректора «АСКО-Страхования» Алексей Любавин рассказал АСН, что наличие трудностей с получением полиса у ряда сегментов клиентов (такси, общественный транспорт и т.п.) ярко свидетельствует об их недотарификации. Очевидно, что необходимо увеличивать верхнюю границу тарифного коридора, но не в целом, а именно для отдельных категорий клиентов. Полная отмена «верхней планки» невозможна по политическим причинам, считает Алексей Любавин.

Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Павел Нефедов отметил, что «ещё много клиентских групп, по которым не хватает текущего тарифного коридора для получения уровня убыточности на уровне 77%».

Таксисты требуют решить проблему с отказами в страховании

Председатель общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова заявила АСН, что проблемы с заключением договора страхования на такси существуют уже на протяжении пяти лет. «С начала этого года особенно остро вопрос поднимался в регионах, когда таксопарки не могли получить полисы на десятки автомобилей», — обратила внимание Ирина Зарипова.

Страховые компании считают данный сегмент рынка для себя убыточным. Несмотря на то, что стоимость ОСАГО для такси в среднем составляет 40-43 тыс. р., при личном визите в офис таксопарки получают отказ по различным формальным причинам, а при попытке оформить электронный полис сайты страховых компаний «зависают» на моменте выставления галочки «такси». Мы еженедельно получаем жалобы из различных регионов, сообщили в Совете по развитию такси.

Повышение тарифа бесспорно не решит проблему. Стоимость полиса станет неподъёмной для большинства региональных таксомоторных компаний, и они массово уйдут работать в серую зону. «По нашему мнению, нужно сконцентрироваться на решении проблемы с отказами в страховании такси. Когда рынок автомобилей такси будет застрахован соответствующим образом, вопрос убыточности решится», — заявила Ирина Зарипова.

По данным научного центра безопасности дорожного движения за I полугодие 2020 г. количество ДТП по вине водителей такси не увеличилось, по сравнению с прошлым годом. Поэтому считаем, что страховым компаниям необходимо обстоятельно изучить все причины роста убыточности сектора, отметили в Совете.

Президент национальной ассоциации грузового автотранспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал АСН, что проблемы с доступностью ОСАГО в их отрасли есть уже несколько лет. В первую очередь трудности возникают у компаний, не имеющих денег на страхование каско. Тогда страховщики навязывают различные «допники». Если компания покупает каско, то проблем с приобретением ОСАГО у неё не будет.

За год средняя стоимость ОСАГО для грузоперевозчиков выросла, ориентировочно, на 10-15%, — оценил Владимир Матягин. Перевозчики против повышения тарифов на ОСАГО — из-за отсутствия денег. Президент ассоциации отметил, что отношение страховщиков связано и со старым автопарком, которому в среднем в грузоперевозках 20-21 год. Для системного решения проблемы необходима госпрограмма по поддержке перевозчиков при покупке новых авто, отметил Владимир Матягин.

Источник: asn-news
Расказать друзьям:

Новости и статьи

new

15.10.2021 11:54

Чистюхин: проблема банкострахования в большом количестве исключений и усложнённой процедуре выплат

По добровольному же страхованию рисков по жизни и здоровью — выплаты составляют 48% от премий. «Несопоставимые величины. Значит, что-то в продуктах не так», — об этом заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин рассказал АСН во время интервью.

Как Банк России планирует контролировать и повышать качество финансовых продуктов с нефинансовой составляющей и без неё? Какими будут первые шаги в этом направлении? 28 октября узнайте первыми на Форуме лидеров страхового рынка с участием представителей ЦБ. Принять участие

«Причину видим в большом количестве исключений из покрытия, а также в усложнённой процедуре получения возмещения.  Наша задача — изменить правила игры и сделать нормальное страхование, как в добровольном сегменте. Этим мы сейчас также занимаемся», — сообщил в интервью заместитель председателя ЦБ.

Как уже сообщало АСН, регулятор 14 октября предложил установить стандартные требования к полисам страхования жизни и здоровья заёмщиков.

new

14.10.2021 21:57

ЦБ разработал требования к к полисам страхования жизни и здоровья заёмщиков

Это необходимо, чтобы повысить потребительскую ценность таких продуктов для граждан. Соответствующий проект указания Банка России опубликован для оценки регулирующего воздействия, сообщила пресс-служба регулятора.

«Кредитное страхование жизни и здоровья заёмщиков занимает второе место по сборам после инвестиционного и накопительного страхования жизни. Однако этот вид страхования характеризуется крайне низким уровнем выплат, а также высоким процентом отказов в страховой выплате. Часто это связано со злоупотреблениями как на стадии продажи страхового продукта, так и на стадии исполнения договора. Меры Банка России направлены на борьбу с негативными практиками, которые сейчас достаточно широко используются участниками рынка», — отметил заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин.

Документ предусматривает минимальный набор страховых случаев (смерть, а также инвалидность I и II группы), который может быть расширен страховщиком дополнительно, например потерей работы. Стандартный перечень исключений из страхового покрытия, установленный гражданским законодательством, может быть расширен страховщиком только внесением в него случаев смерти застрахованного лица в состоянии опьянения, а также если потребитель при заключении договора сообщил недостоверные сведения о наличии у него социально значимых заболеваний.

Страховка должна будет действовать сразу после уплаты страхового взноса, а страховое покрытие не должно быть меньше размера кредита.

Планируется стандартизировать процедуру получения страховой выплаты. Срок получения выплаты не сможет превышать 30 дней. Выплата будет осуществляться на основании закрытого перечня документов (он определён в проекте), подтверждающих наступление страхового случая.

Кроме того, устанавливается обязанность страховщика раскрывать ключевую информацию о страховом продукте в форме краткого информационного документа. Это поможет человеку оценить целесообразность приобретения страховки.

Для удобства потребителя все заявления в адрес страховщика смогут подаваться через банк, в котором был заключен договор потребительского кредита.

new

14.10.2021 09:28

Законопроект Минфина о введении в РФ долевого страхования жизни предусматривает получение страховщиками лицензии УК

Минфин РФ подготовил проект федерального закона с поправками в «Закон об организации страхового дела в РФ», который вводит новый для РФ вид страхования жизни — долевое страхование жизни (проект документа имеется в распоряжении «Интерфакса»).

Долевое страхование жизни известно в практике зарубежных стран как unit-linked — страхование жизни с инвестиционной составляющей и участием клиента в инвестдоходе.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о внесении «изменений в действующий перечень видов страхования», в соответствии с предложенными изменениями «распределение инвестиционного дохода среди выгодоприобретателей будет возможно только в рамках долевого страхования жизни», цитирует портал «Финмаркет».

Таким образом, инициативы Минфина при их реализации делают невозможным заключение договоров инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) по действующим программам. Ранее заключённые договоры будут действовать до их завершения.

Минфин предполагает, что отдельным нормативным актом ЦБ будет установлен «порядок определения страховой суммы по договорам страхования жизни», чтобы не допустить продажи инвестиционных продуктов «под видом договоров страхования жизни на случай дожития до определенного возраста или срока, иного события», говорится в пояснительной записке к документу.

Важным следует считать нововведение, которое предусматривает, что регулирование инвестиционной части договоров долевого страхования жизни будет осуществляться «в соответствии с законодательством об инвестиционных фондах». Это позволит применять механизмы защиты прав клиентов, «которые действуют на рынке коллективных инвестиций к договорам долевого страхования жизни», отмечается в документе.

Для страховщика жизни, заключающего договоры долевого страхования, предусматривается возможность получения лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами. «Страховщик с такой лицензией сможет предлагать своим клиентам новый для России страховой продукт — договор долевого страхования жизни, комбинирующий услуги по страхованию и услуги по доверительному управлению с возможностью одновременного получения страховой зашиты и инвестиционного дохода», — говорится в пояснительной записке.

Такое совмещение деятельности, полагают в Минфине, не только привнесёт «новые гибкие инвестиционные возможности для страхователя» в рамках долгосрочного страхования жизни, но гарантирует клиенту «долгосрочную защиту прав в силу требований, которые предъявляются Банком России к УК». Это сделает прозрачной схему вознаграждения страховщика жизни в части вознаграждения по управлению активами клиента.

В пояснениях Минфина к новому законопроекту говорится, что предложенные изменения вызваны распространившейся практикой мисселинга при продаже полисов инвестиционного страхования жизни (основной канал продаж — банки) в качестве альтернативы страховым депозитам. Негативная практика распространялась «при отсутствии информации о механизмах инвестирования средств клиентов и порядке начисления инвестдохода», отмечает ведомство.

Принятие закона не потребует «существенных затрат на разработку нового регулирования», говорится в пояснительной записке. При этом повысится вовлеченность граждан в инвестиционную деятельность. «Это станет фактором формирования доступных финансов для инвестиционных проектов, а в дальнейшем будет способствовать развитию долгосрочных инвестпродуктов на российском финансовом рынке», — считают в Минфине.

new

11.10.2021 08:55

Юргенс: очередной этап либерализации в ОСАГО может включать инициативы о переходе на расчёт выплат без учёта износа

Об этом сообщил «Интерфаксу» президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По словам Игоря Юргенса, «для нормализации ситуации требуется расширение тарифного коридора как минимум на 10-20% до конца года или хотя бы принятие точечных тарифных решений для проблемных транспортных сегментов и регионов».

В первую очередь проблемным сегментом для страховщиков ОСАГО давно стали перевозки такси и перевозки городским автотранспортом. Так, убыточность в сегменте такси превышает аналогичный показатель в ОСАГО у частных водителей-физлиц в 6 раз, здесь требуется расширить тарифный коридор уже на 40%, согласно подсчётам РСА. «Мер, предпринятых для выравнивания давления убытков недостаточно», — сказал Юргенс.

В целом границы тарифного коридора в ОСАГО оказались под давлением постоянного роста цен на авторемонт, соответственно пересматриваются ценовые справочники в методике расчётов стоимости восстановительного ремонта, которые закладываются в выплаты по полисам ОСАГО. РСА ожидает повышения стоимости нормочаса у авторемонтников.

«В среднем за период с января 2017 г. по сентябрь 2021 г. стоимость корзины часто бьющихся запасных частей ежемесячно увеличивалась на 0,9%», — привёл данные расчётов президент РСА.

В союзе обращают внимание на рост напряжённости и в отдельных регионах, оно ощущается, например, в Хабаровске и Казани. «Недавно прошло совещание в Приморье. В Хабаровске возраст автомобилей такси в основной массе почтенный, составляет 25 лет, они все праворульные, запчасти стоят диких денег, этот автопарк просто обновляется за счёт выплат страховщиков ОСАГО, — сказал Юргенс. — Компании не готовы увеличивать убытки добровольно, убыточные договоры перераспределяются через систему Е-гарант РСА на всех участников системы, «растаскиваем» их вручную, но от этого природа убытков не меняется».

По словам Юргенса, РСА с началом работы Госдумы в новом составе ожидает скорого возвращения к обсуждению законодательных новелл по совершенствованию «автогражданки». Ранее рассмотрение инициатив по совершенствованию ОСАГО, требующих дополнительного повышения тарифов, было отложено депутатами на более поздние сроки. «К этой работе законодатели вернутся в ближайшей перспективе, — убеждён Юргенс. — Очередной этап либерализации в ОСАГО может включать инициативы о переходе на расчёт выплат без учёта износа автомобиля, и, конечно, увеличение лимита выплат за ущерб жизни и здоровью до 2 млн р., в 4 раза».

При этом «увеличенные лимиты выплат по жизни и здоровью в ОСАГО потребуют расширения тарифного коридора примерно до 20% и на 12% — при переходе на выплаты без учёта износа деталей и узлов автомобиля в ремонте».

Юргенс напомнил, что РСА приступил к формированию масштабной системы перераспределения рисков физических и юридических лиц в сегментах повышенной убыточности на базе системы Е-Гарант, которая действует в отношении договоров частных водителей-физлиц. В перспективе РСА будет создавать перестраховочный пул за свой счёт для выравнивания давления убыточности внутри системы.

Как уже сообщало АСН, страховщики намерены избавиться от системы «Е-Гарант» — ради дальнейшей «индивидуализации ОСАГО» и мира в рядах РСА.